> Главная » 2010 » Ноябрь » 22 » ЧТО БУДЕТ С УКРАИНОЙ? ДЕФОЛТ? ДЕВАЛЬВАЦИЯ ГРИВНЫ?
19:10
ЧТО БУДЕТ С УКРАИНОЙ? ДЕФОЛТ? ДЕВАЛЬВАЦИЯ ГРИВНЫ?

ЧТО БУДЕТ С УКРАИНОЙ? ДЕФОЛТ? ДЕВАЛЬВАЦИЯ ГРИВНЫ?

 

Экономические катаклизмы, какими неизменно свидетельствовало произвольное премьерство Юлии Тимошенко, в этом году вполне могут перерастать в полноразмерную финансовую катастрофу, масштабы и следствия какой затмят череду азиатских дефолтов 1997—1998 гг. На это свидетельствуют основные индикаторы отечественной экономики, какие уже отыскивают в «красной зоне» и сигнализируют о близком крахе. Дефолт украинской финансовой системы примется закономерным итогом экономической дипломаты «оранжевых». Ведь можно довольно долго изменять избирателей, но экономические законы не изменишь.

Фундамент банкротства

С первым наступлением в премьерское кресло Юлии Владимировны экономическая дипломата в нашей стране заслужила резко «оранжевый» оттенок: с одной стороны, необузданный популизм и наращивание социальных выплат, а с другой — всеобщая приватизация и открытие границ. В стране останавливалось все сложнее загораться производством и все проще — финансы спекуляциями.

Со вторым отправлением ЮВТ ход Украины к финансовой катастрофе убыстрилось. На разрушительные влияния правительства наложились совместный политический подъем и кризис системы госуправления в стране, а также облегчившаяся ситуация в мировой экономике. Но мы ограничиваться лишь анализом тенденций экономического развития Украины с основы 2005 г., какие дают веские начала говорить о скором банкротстве финансовой системы нашей страны.

величественным индикатором грядущего подъема является дефицит торгового баланса Украины, заверяющий о том, что мы приобретаем на международном рынке значительнее товаров, чем продаем.

превысить импорта над экспортом имеется в украинской экономике уже четвертый год; предпосылки для этого были пропущены правительством Юлии Тимошенко еще в 2005-м. Со дня своего первого направления премьером ЮВТ двинула курс на снижение импортных пошлин под соусом борьбы с коррупцией на таможенный и подготовки отечественного законодательства к введению в ВТО. А после надутой в том же году ревальвации гривни ввозить в Украину товары многих групп встало еще выгоднее. следствия не заставили себя ожидать: если еще в 2004-м наша страна изменяла на международном рынке товаров на 3,66 млрд. долл. значительнее, чем покупала, то уже по результатам 2005-го дефицит некоммерческого баланса составил 1,91 млрд. долл. (см. график сальдо наружной торговли Украины, на каком четко виден перелом, отвечающий «оранжевой революции»).

График сальдо наружной торговли Украины

 

предшествующим правительствам (Юрия Еханурова и Виктора Януковича), к угрызению, не удалось нейтрализация эту тенденцию, и с возвратом Юлии Владимировны рост дефицита продлился с новой силой. По результатам 2007-го Госкомстат закрепил рекордный его уровень — 11,42 млрд. долл., а в текущем году едва по результатам января — мая превысить товарного импорта над экспортом составило 9,2 млрд. долл.

По воззрению большинства отечественных экспертов, в 2008 г. внешнеторговый дефицит превзойдет прошлогодний. В частности, парламентский комитет по вопросам финансов и банковской занятия, возглавляемый Николаем Азаровым, предсказал отрицательное внешнеторговое сальдо по результатам года около 20 млрд. долл. «формируется более чем угрожающая тенденция для платежного баланса государства... отрицательное сальдо может еще умножиться из-за политики искусственного упрочения гривни, какое ведет к ограничению экспорта, а также синхронному поощрению импорта в Украину товаров», — объясняется в пресс-релизе комитета (Интерфакс-Украина).

следовательно, Украина приобретает за рубежом товаров больше, чем продает. В связи с этим начинаются два закономерных вопроса: что собственно и за счет чего приобретается?

вначале рассмотрим, на которые импортные товары потрачены деньги? вероятно, все не так уж и плохо — средства сходили на закупку оборудования для новоиспеченных производств, обозначает, будут созданы трудящиеся места и исправлен выпуск конкурентоспособной продукции? Может, в этом и заключает стратегия «украинского прорыва»: настоящее на взятые взаймы средства мы основываем новейшие заводы и фабрики, инвестируем в инфраструктуру и технологии, а завтра пленим своими товарами весь мир?

К сожалению, анализ строения украинского импорта заверяет об ином.

По данным Госкомстата, наиболее существенную долю в товарной структуре украинского импорта за 2007 г. собирают энергоносители — 26,3%, что соответствует 15,98 млрд. долл.; по уподоблению с 2006-м эта сумма умножилась на четверть. Впрочем, фактическая доля энергоносителей в структуре внешних закупок обязана быть выше — ведь Украина окончила прошедший год с долгами за израсходованный газ, какие-либо не попали в статистику 2007-го, но это тема для некоторой статьи. подметим, что речь идет не только о газе, но и о нефтепродуктах. примерный : если в 2004 г. Украина ввозила лишь 10% производимого бензина и дизтоплива, то в начале 2008-го доля импорта добилась уже около 50% всего украинского производства и продолжает увеличиваться.

другой весьма существенная статья в структуре украинского импорта — автомобили. В минувшем году закуплено наземных транспортных средств (не считая железнодорожных) на 7,77 млрд. долл. (12,8% общественного импорта). большую долю среди них собирает легковой автотранспорт. Госкомстат не выделит его как отдельную группу товаров, но по предоставленным аналитической группы Auto-Consulting, в 2007-м украинцы заслужили более 542 тыс. новейших легковых автомобилей (91% общего объема продаж автотехники). В протекающем году, по прогнозам, этот показатель достигнет 675—710 тыс. несомненно, что с макроэкономической точки зрения речь в данном происшествии идет отнюдь не об инвестировать товарах.

Товары, какие можно классифицировать как инвестиционные, относят к группе «механическое оборудование», какая-либо в 2007 г. в сумме составила 17,4% общественного импорта (10,57 млрд. долл.). все-таки эта группа в отечественной статистике разнородна: в нее наряду, например, с индустриальными станками или оборудованием для пищевой индустрии вмещаются также телевизоры, DVD-проигрыватели и т. п., реализуемые через супермаркеты. Если сравнить приведенную выше цифру со статистикой искренних иностранных инвестиций в нефинансовый сектор за тот же год (3,6 млрд. долл.), то долю настоящее инвестиционных товаров (оборудования и пр.) в украинском импорте можно оценить приблизительно в 5 млрд. долл.

Из этого незначительного анализа надлежит вывод: существенный дефицит внешней торговли является сугубо потребительским, ни о каком инвестиционном буме и речи нет — налицо банальное «проедание» денег.

передадимся ко второму вопросу: за счет чего же Украина приобретает за рубежом товаров больше, чем продает?

Финансовая система государства остается на плаву большое спасибо положительному финансовому балансу — едва лишь за 2007 г. прирост иностранного капитала в экономике Украины собрал 7,88 млрд. долл. За счет могучего входящего финансового потока общественный платежный баланс (торговый + финансовый) останется положительным.

Эти цифры препровождают собой предмет гордости политиков «оранжевого» лагеря и предназначаются успокоительной таблеткой для немногих отечественных экономистов. Ну как же, ведь притягивание иностранных вложений в экономику — краеугольный камень либерально-монетаристской парадигмы вырабатывания для стран третьего мира. Но за всей этой значительной терминологией кроется тот малоприятный факт, что наша страна жительствует в долг.

Более того, довольно повнимательнее присмотреться к структуре вошедшего в Украину финансового потока, для того чтобы разглядеть потенциальную (при этом более чем реальную) угрозу дефолта, какой-либо способен в клочья разорвать финансовую систему Украины.

Как сообщал Госкомстат, по результатам 2007 г. максимальный прирост иностранного капитала — 2,28 млрд. долл. — зарегистрирован на предприятиях, занимающихся финансовой деятельностью, тогда как на предприятиях промышленности он собрал 2,03 млрд. долл., на предприятиях, осуществляющих оперативный с недвижимостью, — 782 млн. долл., а в строительстве — 779,4 млн. долл. Отсюда самоочевидно преобладание финансового сектора и сферы услуг над индустриальным производством. Такая ситуация чревата отрицательными последствиями: инвестиции в предоставленные секторы фактически обнаруживаются спекулятивными, и при первых же приметах падения рынка недвижимости или значительных проблем на украинском финансовом рынке эти деньги бросятся вовне из нашего государства, разбивая отечественную финансовую систему.

Валовый  наружный долг украины

 

Еще более нешуточные опасения поселяют объем и структура украинского внешнего долга. По предоставленным Нацбанка, общественный внешний долг по состоянию на 1 апреля 2008 г. завоевал астрономической суммы — 92,49 млрд. долл. (см. соответствующий график), в какой-либо краткосрочные долги (со сроком погашения менее 12 мес.) собирают почти треть — 26,3 млрд. долл. Таким типом, до конца года только по этой статье выплаты тела кредитов и процентов иностранным кредиторам довольно равны примерно 21 млрд. долл.

Высокая доля краткосрочных долгов обнаруживается значительной вопросом для Украины. В сегодняшней сложной ситуации для немногих экономических субъектов едва ли не единственным способом заглушить свои долги иностранцам оказывает рефинансирование, т. е. провести новых заимствований. Но в связи с известным кризисом ликвидности и ухудшением кредитного рейтинга Украины украинским банкам и корпорациям все сложнее притягивать иностранные займы для генерирования старых кредитов. К тому же новейшие займы предоставляются, как правило, на оптимальных условиях — с более значительными процентными ставками и на меньший срок. При этом косвенно увеличивают возможности субъектов экономики обслужить уже взятые кредиты, начинается потребность в новейших заимствованиях для погашать старых — и в результате увеличивает доля краткосрочных долгов в структуре украинского наружного долга.

вырабатывает замкнутый круг, своеобычная долговая пирамида, какая-либо уже в ближайшее время может свалиться и погрести под близкими обломками всю экономику Украины.

Подливает масла в огонь и правительство: для притягивания иностранных денег Кабмин ЮВТ пытается максимально либерализовать соглашения для деятельности транснациональных компаний (ТНК), в то же время ухудшая ситуацию для национальных производителей. Яркий образчик — скоропалительное предисловие в ВТО на кабальных, бездоходных для Украины договорах повлекло за собой резкое повышение импорта товаров, усугубив и без того нетрудное положение национальной промышленности и сельскохозяйственного потребления. Вкупе с беспорядочным потребительским кредитованием, устремляемым в основном на потребление иностранных товаров, это повергает к еще большему росту импорта и наладке внешнеторгового баланса страны, а соответствующее и к росту внешнего долга.

Все это продемонстрирует ущербность экономической модели, построенной в Украине. Фактически страна водится в долг; субъекты экономики для выплаты давнишних кредитов вынуждены брать новые. Аналогичная ситуация, сформировавшаяся не так давно в странах Юго-Восточной Азии (ЮВА), повергла к плачевным результатам. Но отдельные отечественные политики и экономисты, по-видимому, не вынули урок из этого печального опыта.

воспроизведение пройденного

Чтобы препроводить, с чем повстречается экономика Украины, потенциально, уже в ближайшие месяцы, припомним события 11-летней давности в ЮВА. Речь идет о т. н. азиатском кризисе 1997—1998 гг., в результате какого-либо произошла резкая девальвация всемирных валют Таиланда, Малайзии, Индонезии, Филиппин, Сингапура и Южной Кореи.

Экономическая обстоятельство в странах Ассоциации государств ЮВА (АСЕАН) в преддверии кризиса в отдельных аспектах напоминала современное состояние дел в нашей стране. государства этого региона в конце 90-х сотворили у себя довольно ущербные экономические модели, характерными чертами каких-нибудь были ультралиберальный монетаризм, приоритет финансовых услуг над потреблением, безудержное потребление западных кредитов и привязка всемирных валют к доллару.

вырабатывание «восточноазиатских экономических тигров» шло в важнейшем за счет внутренних финансовых инвестиций, соблазнительных для иностранных капиталов благодарю вас высоким процентным ставкам. вмещающийся финансовый поток переводил в банальное потребление, страны рассчитывали все больше и значительнее бытовых потребительских кредитов (что наблюдается ныне и у нас). На этих деньгах приключалось интенсивное «надувание пузырей» в отдельных секторах экономики (здесь можно провести аналогию с располагающим спекулятивный характер удорожанием земли и недвижимости в Киеве).

толкучкой для азиатского кризиса стало увеличение процентных ставок в США и рост курса доллара, в следствии чего государствам АСЕАН привелось пропорционально взлететь собственные процентные ставки (и без того достаточно высокие), для того чтобы сохранить приток иностранных инвестиций. Это повергло к росту всемирных валют этих стран, а возросшие процентные ставки по кредитным обещаниям стали своеобразной наживкой для финансовых перекупщиков со всего мира.

Первым предметом атак среди валют стран ЮВА стала всемирная валюта Таиланда — бат. В феврале—марте 1997 г. международные валютные перекупщики массово заключали огромное численность валютных контрактов по приобретению тайских батов за американские доллары с годовым сроком генерирования на общественную сумму 15 млрд. долл. За этим вскоре следовала финансовая атака: в мае на валютный рынок Таиланда накинулся шквал заявок на продажу батов и покупку долларов. Центробанк Таиланда, потратив на поддержание бата немаловажную часть своих резервов, обнародовал о введении без затруднений курса тайской валюты. Бат начал проворно падать, и к январю 1998 г. курс завоевал 56 батов за доллар (вместо 25—26 в начале года). Это был тяжелейший удар для экономики страны, резко упали котировать акций на бирже и цены на недвижимость. значительный уровень задолженности тайских компаний стал основанием массовых банкротств.

В думанные дни кризис переметнулся на иные страны ЮВА. К крышке июля завершилось обвальное падение валюты в Малайзии; курс ринггита повалился в полтора раза (с 2,5 до 3,8 ринггита за доллар) со целыми выливающимися последствиями.

В августе возрождение охватил Индонезию. К концу года курс всемирной валюты бросился катастрофически: с 2,5 тыс. до 7 тыс. рупий за доллар. в результате галопирующей инфляции и быстрого роста цен, в т. ч. на важнейшие продукты питания, в стране завязались массовые беспорядки, во время каких в одной только столице пропало более 500 человек.

Южная Корея сначала тратилась в стороне от кризиса благодарствуя ориентации национальной экономики на вредоносное производство при последовательной государственной опеке национальных производственно-финансовых корпораций. Но мощный индустриальный сектор экономики как раз и притягивал международных финансовых хищников, вожделеющих обанкротить и дешево скупать национальные активы. Финансовая нападение была реализована в виде дерзкого вывода иностранных капиталов из экономики страны. завязалось падение южнокорейской воны — ее курс уменьшился с 800—900 до 1500—1600 вон за доллар.

Кто же провалился от банкротства «азиатских тигров»? отклик лежит на поверхности. В последствии финансовой атаки межнациональные активы пострадавших от возрождения стран Азии обесценились в немножко раз, и крупнейшие ТНК за бесценок вобрали целые отрасли их экономик. Яркий образчик, близкий украинцам, — вбирание американским концерном General Motors корейской Daewoo Motor.

«Якось воно буде»?

В экономике нынешней Украины чрезмерно много черт, напоминающих экономику «азиатских тигров» в преддверии кризиса, и это не может не тревожить. старательностями «оранжевых» в нашей стране реализована ущербная модель поддельного экономического роста, какая базируется на вливании иностранного капитала, а не на достижениях реальной экономики и росте плодотворности. Кроме того, правительством ЮВТ обманут практически глубокий цикл подготовки финансовой системы Украины к дефолту по образчику стран ЮВА 1997 года.

Во-первых, сходно экономикам стран ЮВА, под мантры о «притоке иностранных инвестиций» Украина доводила размер валового внешнего долга до уровня, превосходящего критическую черту, — он едва ли не троекратно перекрывает встречающиеся валютные резервы НБУ.

Во-вторых, в государстве была сотворена обстановка, содействующая использованию иноземных займов не настолько не в интересах развития национальной индустрии, сколько на потребление чужестранных же товаров. совместно с резкой либерализацией соглашений зачисления импорта на отечественный рынок (при сборам к вступлению в ВТО) это повергло к стремительному росту ввоза товаров и форсировать ухудшению внешнеторгового баланса.

потенциально, в других соглашениях такая ситуация в экономике тянулась бы достаточно долгое время, и Украина, употребляя благоприятной конъюнктурой на наружных рынках, а также заделами эпохи Кучмы, находилась бы в блаженном состоянии фиктивного кредитного «роста». Но обстоятельство в мировых финансах видоизменилась, начался кризис ликвидности. И вот для снабжения притока иноземных денег правительство Тимошенко воспроизвело фатальную ошибку нижеследующих стран ЮВА. Речь идет о т. н. «ревальвации гривни». сейчас расплата за кредитный пир коротка, и традиционная формула «якось воно буде» уже не влияет.

Украинские монетарные власти, подобая по пятам «азиатских тигров» образца 1997-го, притягивают иностранный капитал, умножа доходность в нацвалюте. различие лишь в том, что в странах ЮВА поднимали процентные ставки в всемирных валютах, а украинцы выдумали собственное «ноу-хау». В контексте «борьбы с инфляцией» Нацбанк обманывает курс на «рыночную» ревальвацию гривни к доллару, а правительство рекламирование детище министра финансов — сокращение гривневой ликвидности (изъятие части финансовых средств из оборота). плод этих шагов аналогичен азиатскому — нерентабельность краткосрочных спекулятивных оперативный на украинском финансовом рынке усиливается, что, безусловно, стимулирование приток иностранного капитала.

Но притягивание дополнительных зарубежных вкладов с помощью таких ненормальных инструментов чревато очень трудными последствиями для экономики. как-то всего «благодаря» ревальвации гривни наша страна уже стала наживкой для спекулятивных денег со всего мира, а украинские экспортеры порют убытки. В свою очередь, сокращение ликвидности ухудшает условия для получения кредитов отечественными предприятиями. Таким типом, местное потребление сокращается из-за повышения издержек, соединенных с удорожанием заимствований.

В результате на украинском финансовом рынке повышается критическая масса абстрактных денег, в произвольной момент готовых ринуться вовне из страны, но в то же время убавляет реальный сектор национальной экономики и укорачивают экспортные возможности. А это еще значительнее ухудшает структуру наружного долга и увеличивает негативное сальдо платеж баланса.

Макроэкономический анализ условию в Украине и в известных финансах болтает о том, что развязаться, по всей возможности, настанет уже в ближайшие месяцы. Десять лет назад преддефолтное состояние в Азии, как уже замечало, переросло в полномасштабную экономическую катастрофу посланном начала цикла увеличения процентных ставок в США, что возбудило массированный отток отвлеченных капиталов из стран ЮВА и как следствие — обвал всемирных валют.

Особенность протекающей ситуации в прославленных финансах в том, что очередной цикл увеличения процентных ставок в Соединенных Штатах должен вот-вот завершиться. Хотя Федеральная запасная система (ФРС) США на своем ругательном заседании 5 августа отбросила ключевую расходную ставку без изменений — на уровне 2%, большинство аналитиков считают высоковероятным увеличение ставок до уровня 2,25% уже осенью. Так, в заявлении ФРС по результатам бранного заседания объясняется о «повышательных рисках для инфляции», какие-либо призывают существенное беспокойство наряду с «понижательными рисками для экономического роста» (http: //www.finam.ru/about/newsitem31849/default.asp). В передвижении на общепонятный язык это обозначает, что при первой же вероятности для борьбы с инфляцией монетарные власти США приступят цикл увеличения ставок, а потенциально, даже прибегать к более радикальному средству — исключению части долларовой массы с рынка.

По идее аналогичные перспективы обязаны бы отнять сна украинское правительство и монетарные власти, потому что очередной цикл повышения учетной ставки ФРС и удорожания доллара повлечет за собой массовый исход капиталов (в первую очередь спекулятивных) с нашего рынка. причислим к этому негативный внешнеторговый баланс страны, а также нужда выплаты внешних взносов субъектами экономики. Положение усилится удорожанием заимствований, а обозначает, правительству, банкам и компаниям будет все сложнее рефинансировать личные долги, т. е. делать новейшие заимствования, дабы рассчитаться со старыми кредитами. Это станет толчком к разбитию украинской долговой пирамиды.

Сценарий для страны

Из нашего короткого анализа нынешней экономической ситуации в Украине видно, что баланс формируется не в полезность нашей страны. Это свидетельствует следующими приблизительными подсчетами: против валютных резервов НБУ (37,91 млрд. долл. по состоять на июль) сражаются более 20 млрд. долл. выплат иноземным кредиторам едва лишь по краткосрочным обещаниям, к ним причислим такую же сумму прогнозируемого внешнеторгового дефицита, плюс вывод спекулятивных иноземных инвестиций с украинского рынка вслед за тем начала паники соберет как минимум 10 млрд. долл.

Картина, какая при таком раскладе обрисовывается в Украине к концу года, обескураживает. Итак, после этого начала цикла роста учетных ставок в США весь отвлеченный иностранный капитал бросится вовне из Украины. И уже приблизительно в декабре НБУ может встретиться с «азиатским дежавю» — массовыми заявками от нерезидентов, а также украинских банков и компаний на продажу гривни и приобретение валюты, что возбудит необходимость валютных интервенций из резервов Нацбанка и пик курса гривни. Ситуацию усугубит вероятное дальнейшее понижение кредитных рейтингов Украины, какое станет внешней основанием возникновения проблем в банковском секторе, вплоть до задержки некоторыми банками выдачи денег инвесторам и даже банкротства нескольких банков.

Дальнейшим витком разворачивания кризиса примется паника среди обитателей, связанная с вопросами в банковском секторе и увеличением курса доллара на валютном рынке. Люди приступят массово сбивать свои вклады в банках и конвертировать их в отсутствующую валюту, что повергнет к дальнейшему падению курса гривни на отсутствующем рынке, какое будет стремительно рассчитывать скорость, перерастая в обвал.

На фоне финансовой беспорядка протянется вывод иностранных и заграничных капиталов из Украины; объем заявок на продажу гривни и приобретение валюты многократно загородит наличные валютные резервы Нацбанка. истратив большую часть своих валютных запасов на попытки стабилизировать условие, НБУ очутится перед дилеммой: сообщить о невозможности осуществить свои внешние обещания, т. е. объявить дефолт с автоматической девальвацией гривни в немножко раз, или же, не ожидая пика паники, обмануть резкое снижение курса гривни (в 2—3 раза).

всякий из этих вариантов будет обозначать полное банкротство и окончательную катастрофу для украинской экономики. Коллапс банков и девальвация всемирной валюты повеют за собой массовые банкротства предприятий и застопоривание деловой активности. Компании приступят увольнять сотрудников, а срыв нарушения контрактов вызовет всеобщий кризис неплатежей. Страна окунется в многолетнюю депрессию, сравнимую с основой 90-х годов.

особливому болезненно воспримет дефолт житель. Значительная часть украинских домохозяйств, имея немалые долги перед банками и встретивши с резким падением затрат, фактически станут банкротами. Это влечь за собой катастрофическое падение животрепещущего уровня и новоиспеченную волну трудовой миграции, в основной очередь в Россию. На фоне экономического кризиса Украина встретится с массовым оттоком рабочей силы, что возбудит инфраструктурный и производственный коллапс. В связи с этим большинство предприятий, поторопивших работу, уже не могут взбунтоваться через несколько лет.

завяжется также массовое разбитие инфраструктуры ЖКХ. игнорируя, что к тому времени все значительные национальные активы за 10—20% рыночной стоимости (почти за символическую цену) передадутся под контроль иностранных собственников, держава останется без ресурсов, необходимых для снабжения восстановления экономики и восстановления сколько-нибудь приемлемого роста.

Таким образом, понемногу Украина обернется в зону гуманитарного бедствия — с разваленной индустрией и инфраструктурой, минимумом трудоспособного жителей, сверхвысоким уровнем криминальности и нулевыми шансами на возрождение.

Украина-2010: каюк истории?

Просмотров: 1012 | Добавил: defaultnick | Рейтинг: 0.0/0